г. Красноярск, ул. Высотная, д. 2/306
e-mail: komp.altair@mail.ru

+7 (391) 272-60-30

Кто изобрел кран?

03 апреля 2014 г.

Подъемные краны известны с античных времен. В V в. до н. э. древние греки уже применяли деревянный «геранос» («журавль» ) для подъема тяжестей. Отсюда немецкое «краних» , потом русское «кран» . 

Однако современные возможности перемещения грузов они приобрели только с развитием двигателестроения в XIX в. , потому что различные движения стрелы (подъем, поворот) и каретки обеспечивают разные механизмы. Любопытно, что первые такие краны были с гидроприводами, работавшими не на масле, а на воде и были изготовлены… из дерева. Пионерами стали англичане (1847 г.). Только через полвека паровой привод вытеснил гидравлический. 

Русские поначалу шли своим путем. Известен прототип крана XVII в. Тогда в Московском Кремле при помощи ручных лебедок, противовесов и рычагов подняли колокол весом 130 т. Потом изобрели оригинальное подъемное устройство в Нижнем Тагиле, работавшее за счет энергии падающей воды. 

Однако краностроение как отрасль родилось у нас в 1880-е гг. , в период промышленного и строительного бума. Тогда же в Германии, кстати, изобрели электропривод. А в 1887 г. русские сконструировали первый в Европе кабельный кран для перемещения грузов на большие расстояния, перекрывающий значительные площади. Такие краны широко применялись в гидротехническом строительстве. Первые краны в России (сначала по индивидуальным заказам) создавали костромичи. Потом производство машин освоили на Путиловском, Сормовском, Коломенском, Брянском и других заводах. Там трудились замечательные инженеры-конструкторы. Вот тому пример: в 1970-е гг. на ленинградском «Пролетарском» (прежде Александровском) заводе безотказно работал 50-тонный мостовой кран, построенный путиловцами в 1898 г. Вряд ли сегодня можно повторить этот рекорд. Конструкция моста соответствовала эпюре моментов и обеспечивала равномерность распределения нагрузки на ее элементы. Раскосы были выполнены так, что работали только на растяжение, обеспечивая 100 %-ную устойчивость крана. 

Каждая страна по-своему решала проблемы подъемно-транспортного оборудования. Так, США вообще не выпускали башенные краны; там развивалось производство стреловых. Небоскребы строят самоподъемными кранами с телескопической короткой башней, закрепляемой в лифтовых шахтах или на металлоконструкции здания, а для «одноэтажной Америки» достаточно небольших грузоподъемных механизмов. Зато в России, СССР краностроение и в целом машиностроение для строительства получило приоритетное развитие. Рост парка строительных кранов и увеличение их грузоподъемности дали возможность повсеместно строить из сборного железобетона.

Источник: kremkran.prom.ua